понедельник, 8 ноября 2010 г.

Из рабочей программы по СБО для 5 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2000 г.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем определяется с учетом возможности детей.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой। При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

1.1. Литература основная и дополнительная (УМК, рабочие тетради)

· Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида [Текст]: Сб. 1. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. –224 с.

· Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида [Текст]: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с. – (Коррекционная педагогика).

· Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида [Текст]: Пособие для учителя / Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.

· Технология [Текст]: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М.:Вентана-Графф, 2001. – 256 с.: ил.

· Технология [Текст]: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М.:Вентана-Графф, 2001. – 256 с.: ил.

· Технология [Текст]: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М.:Вентана-Графф, 2001. – 256 с.: ил.

· Ермакова В.И., Основы кулинарии [Текст]: Учебное пособие для учащихся 8-11 кл. средней школы / В.И. Ермакова – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.: ил.

· Лабзина А.Я. Дидактический материал по обслуживающему труду 4 кл. [Текст]: Пособие для учителя / А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко, Н.В. Савельева. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.: ил.

· Старикова Е.В. Дидактический материал по трудовому обучению:Кулинарные работы, обработка ткани: 5 кл. [Текст]: Книга для учителя / Е.В. Старикова. – М.: Просвещение, 1996. – 96 с.: ил.

· Ермакова В.И., Альбом плакатов по кулинарии [Текст]: Прил. к учеб. «Основы кулинарии» для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Ермакова – М.: Просвещение, 2002. – 40 с.: ил.

4.2. Медиаресурсы и электронные ресурсы.

Презентация «Бутерброды».

Презентация «Викторина по ПДД».

Презентация «Жилые помещения».

Презентация «Овощи».

Презентация «Осанка человека».

Презентация «Продукты питания».

Презентация «Транспорт».

Фотоальбом «Кухня».

Фотоальбом «Магазины».

Фотоальбом «Одежда».

Фотоальбом «Продукты питания».

4.3. Дидактический материал

Личная гигиена.

Набор предметов личной гигиены.

Плакаты и рисунки детей о вреде курения и алкоголя.

Раздаточный материал для гимнастики для глаз.

Схемы для упражнений.

Таблица «Влияние курения и алкоголя на организм человека».

Одежда.

Иллюстрации с видами одежды и головных уборов.

Иллюстрации по уходу за одеждой.

Иллюстрации с хранением одежды.

Карточки-задания.

Коллекции материалов для одежды, обуви и головных уборов.

Пакеты, скотч, газеты и др. для подготовки к хранению.

Предметы для ухода за одеждой: щетки.

Таблица «Виды одежды».

Таблица «Головные уборы».

Щетки.

Жилище.

Иллюстрации с видами жилых помещений.

Иллюстрации с изображением жилья.

Иллюстрации с различными предприятиями.

Карта города.

Образец написания адреса.

Планы квартир.

Раздаточный материал «Жилые помещения».

Схема «Виды жилья».

Схема «Виды торговых предприятий».

Таблица «Порядок написания адреса».

Культура поведения.

Карточки «Вежливые слова».

Коллекция салфеток.

Набор столовых приборов.

Плакат «Скелет человека».

Схема «Осанка в разных положениях человека».

Таблица «Вежливые слова».

Семья.

Иллюстрации.

Карточки с ситуациями.

Кроссворд «Состав семьи».

Образец родового дерева.

Раздаточный материал «Состав семьи».

Схема «Родовое дерево».

Схема «Состав семьи».

Торговля.

Иллюстрации с различными продуктами.

Иллюстрации с различными продуктами.

Образцы чеков.

План магазина с отделами.

Различные товары для игры.

Таблица «Виды товаров».

Кулинария.

Иллюстрации с различными блюдами.

Иллюстрации с различными бутербродами.

Иллюстрации с различными сервировками.

Иллюстрации салатов.

Инструменты.

Коллекции различных продуктов.

Коллекция салфеток.

Плакат «Оборудование кухни», «Посуда».

Посуда.

Раздаточный материал «Правила варки овощей».

Раздаточный материал «Правила рационального питания».

Сборники рецептов.

Схема «Виды бутербродов».

Таблица «Виды блюд».

Таблица «Виды продуктов».

Таблица «Первичная обработка овощей».

Таблица «Пищевые вещества».

Таблица «Приготовление бутербродов».

Таблица «Приготовление салатов».

Таблица «Уборка кухни».

Таблица «Уход за посудой».

Транспорт.

Иллюстрации с различным транспортом.

Карта города.

Карточки-задания для определения стоимости проезда.

Набор дорожных знаков.

Образцы билетов.

Таблица «Виды транспортных средств».

1.4. Контрольные и измерительные материалы:

проверочные работы за I четверть для 5 класса,

проверочные работы за II четверть для 5 класса,

проверочные работы за III четверть для 5 класса,

годовые проверочные работы для 5 класса.

1 комментарий: